В статье социально-культурная среда рассматривается как одно из первенствующих условий развития муниципального образования. Формирование социально-культурной сферы дает возможность реализовать интеллектуальное и творческое воспитание личности, духовное саморазвитие и обеспечение социальной стабильности. Это является базой успешного развития муниципального образования в целом.
Ключевые слова: социализация, развитие, ФГОС дошкольного образования, дети с речевыми нарушениями.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
Наравне с иными тенденциями развития ребенка, ФГОС дошкольного образования ставит такие условия к социализации и индивидуализации ребенка, как:
- усвоение общепризнанных норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности, целенаправленности собственных действий;
- формирование социально-коммуникативного и познавательного развития;
- уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, безопасного поведения в обществе [1].
Сегодня значительно увеличилось число дошкольников, которые в процессе общения испытывают трудности, предопределенные разными речевыми нарушениями при сохранном интеллекте. Согласно концепцией культурно-исторического формирования психики Л.С. Выготского, любой дефект, мешающий взаимодействию дошкольника с окружающим миром, не дает ему в полной мере освоить общепринятые социальные нормы [2, c. 40].
На момент поступления в первый класс у 1/3 части всех дошкольников отмечаются речевые нарушения разной степени, этиологии и характера, значительно осложняющие их социализацию.
Педагоги также отмечают недостаточный уровень развития коммуникативно-познавательной и неустойчивость эмоциональной сфер, недостаточность произвольности поведения, слабо развитую речь. Следует отметить, что с возрастом такие нарушения могут исчезнуть, но могут и приобрести стойкий выраженный характер.
Всё вышеперечисленное способствует возникновению проблем, которые не дают в полной мере формироваться отношениям ребёнка со взрослыми и сверстниками, не дают возможности прохождению успешной социализации. В случае сложного речевого нарушения, отмечается мало общительность и замкнутость дошкольника.
В некоторых случаях родители, в силу своей педагогической некомпетентности или не знанию не придают значения речевым проблемам своих детей, иногда и вовсе не замечают их. Они не задумываются о том, что патологии речи влекут за собой такие трудности как нарушение в коммуникативной области, при этом такие дети вызывают тревогу, и обусловлено это тем, что самостоятельно свои проблемы дошколята решить не могут.
Именно поэтому детям с нарушениями речи для дальнейшей успешной социализации нужна своевременная, квалифицированная помощь.
При социализации детей с нарушением речи выделяем несколько направлений для исправления такой ситуации.
Нравственное направление: На первом этапе становления ребенка как личности в социуме важно обеспечение воспитанников знаниями правильного обращения детей к взрослым и сверстникам. Во время НОД, сюжетно-ролевых игр, вместе со взрослыми учатся знакомиться, играть, обращаться с просьбой, задавать вопросы (как тебя зовут? Можно взять твою игрушку? Помоги собрать мазайку). В игровой форме проводим специальные мероприятия «Что такое хорошо и что такое плохо26 ?».
Если процесс обучения будет организован как исследовательско-поисковая деятельность, то он станет творческим не только для педагога, но и для ребенка. Для этого на следующем этапе нравственного направления педагоги совместно с детьми сочиняем истории или сказки.
К примеру, основываясь на известных сюжетах, педагоги предлагают дошколятам творчески изменить ход расказа, а так же придумать различные концовки в нравственном направлении, ввести внезапные ситуации, объеденить ряд сюжетов в один и так далее. Коллективное выполнение подобного рода творческих заданий содействует развитию у ребенка с речевыми проблемами мыслительных операций, а так же побуждают дошколят к поиску решений и к моделированию своего поведения. Ребенок сможет на конкретных примерах определить расхождение между общепринятыми нормами поведения и найти решение, как это исправить.
Экономическое направление: С помощью совместных дидактических игр для социализации детей, формируем правила поведения в общественных местах (торговых учреждениях, в поликлинике, библиотеке). Во время свободной деятельности приводим доступный для детей пример бережного отношения к мебели, книгам, одежде, создаем игровую проблемную ситуацию (порвалась книга, она заболела, книга грустит).
В этом случае организовываем практическую деятельность (ребенок сам или с помощью взрослого ремонтирует книгу). В деятельность ребенка и взрослого внедряются игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации: «Вылечим книжечку», «Мишутка заболел», «Путешествие на автомобиле» и т.д.
Игровые модели строим в соответствии с интересами и возможностями дошкольников, с их социальным опытом и возрастными особенностями, организовывая экскурсии в магазин, почту.
Патриотическое направление является очень важным для формирования целостной личности, как для детей с нормой речевого развития, так и для детей с речевыми нарушениями. Нормой развития является раннее осознание себя представителем русской нации, гражданином России, жителем родного города, членом своей семьи.
Дети-логопаты испытывают затруднения в произношении названия стран, городов, улиц. Бывает, что у ребенка с задержкой речевого развития нарушено восприятие семейных ценностей, осознания себя членом семьи и общества (я не Ваня Семёнов, я просто Ваня). Реализация проектов «Наша дружная семья», «Семья – это важно!» положительно отразились как на развитии ребенка, так и на понимании родителями своего малыша. Современные дети легко и с удовольствием принимают компьютерные технологии, поэтому мы организовываем виртуальные экскурсии, просмотр презентаций на темы: «Москва-столица России», «Красная площадь», «Города-герои».
Художественно-эстетическое направление обеспечивает организацию развивающей среды для занятия творчеством. В группе открыты центры изобразительной деятельности (лепка, аппликация, коллаж). Для детей с речевыми проблемами важно усиленное развитие мелкой моторики, поэтому каждую неделю меняется тематика материала в соответсвии с лексической темой, куда входит пальчиковая гимнастика, мини-театр. Упражнения на фонематическое развитие помогает развить способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, наборы картинок для составления рассказов решают проблему логического мышления и развития связной речи, что положительно сказывается на этапах развития социального поведения детей в комбинированной группе.
В центре музыкальной и театральной деятельности (музыцирование, театральные постановки) дети знакомятся с музыкальными произведениями, композиторами, пропевают логопедические распевки.
Физическое направление: На занятиях по физическому развитию организуем интересные подвижные игры с проговариванием, речевками, закличками. Во время прогулок игры с мячами, обручами, эстафеты, хороводные игры.
Проводим спортивные семейные праздники.
Такая работа, несомненно, проводиться в тесном сотрудничестве логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности и родителей.
Педагоги применяют игровые методы и приемы, способствующие активизации речи дошкольников, подбирают сюжетно-ролевые игры, нацеленные на формирование речи, привлекая таких детей к работе с коллективом, в ходе подвижных игр в период прогулки следят за тем, чтобы дети в игре чувствовали себя уверенно.
В процессе работы с родителями, мы акцентируем внимание на выполнении ими необходимых действий для решения данной проблемы.
Родительская помощь в процессе развития речи детей, способствует формированию грамотных высказываний и развернутой фразе.
Повышается речевая активность детей, дошкольники достаточно быстро осваивают речь как полноценное средство общения и познания окружающего мира. Совместная работа помогает родителям принимать участие в коррекционно-развивающем процессе, участвовать в совместных проектах и наблюдать динамику формирования речи собственного ребенка.
Большая часть дошкольников, посещающих комбинированные группы ДОУ, в плане общения успешны. Дети умеют устанавливать контакты, способны договариваться о совместной игре, могут ставить перед собой какие-либо цели и стараются их добиться. Дети могут свободно высказывать свои пожелания, задавать вопросы и делиться впечатлениями.
В процессе социализации детей с нарушением речи, выделяемые и реализуемые нами направления, способствуют активизации и развитию речевых, эмоционально-волевых, когнитивных и личностных качеств у детей, обеспечивающие положительную социализацию в обществе, что является основой формирования социально-адаптивной личности дошкольника и способствует дальнейшему успешному обучению в школе [3, с. 51].
Автор: Ловушкина Е.В. — учитель-логопед высшей квалификационной категории, ШихмамедоваА.Ш. — воспитатель группы детей раннего возраста