Что такое сенсорная алалия? — Логопед
30.05.2020

Что такое сенсорная алалия?

Сегодня поговорим о второй форме алалий, а именно о сенсорной алалии.

Пожалуй, главное и основное ее отличие от моторной алалии — это то, что ребенок не понимает речь окружающих людей, и, как следствие, не может говорить сам.

Причиной этому является поражение речеслухового анализатора в височной доле головного мозга. У ребенка затруднено образование связи между словом и предметом или действием. Самых тяжелых случаях, он как-будто постоянно находится среди людей, которые говорят на иностранном языке, причем, каждый раз на новом.

Это нарушение мало изучено в силу своей редкости, и вокруг него существует множество споров. Если кратко свести к общему знаменателю мнения исследователей, то такое непонимание речи является следствием неразвитости клеток головного мозга, которые отвечают за образование речеслуховых связей, следствием чего является непостоянство, скачки слухового внимания.

Ребенок то слышит, то не слышит звуки вокруг, ему трудно сосредоточиться на звуках и выделить речь из общего звукового фона, т.к.простые звуки, например, звуки смятия бумаги, остро ими воспринимаются и могут перекрывать остальные. Громкую речь они воспринимают с трудом. Тихую и размеренную намного лучше.

Таких деток очень часто относят к слабослышащим, хотя их нарушение имеет абсолютно другой характер. Это происходит в силу крайней сложности проведения им аудиометрии, т.к. один и тот же диапазон и частота то воспринимаются мозгом, то нет, т.е.слуховое восприятие имеет мерцающий характер. Слуховое внимание отличается крайней истощаемостью. Т.е.для достоверных результатов нужно провести около 8-10 замеров, чтобы прийти к более-менее постоянным показателям.

Ребенок не может говорить не потому, что у него неправильно развит артикуляционный аппарат, или отстает интеллектуальное развитие, или он тугоухий, а потому, что соответствующие связи в головном мозге образуются с великим трудом.

Возбуждение, которое возникает, когда ребенок слышит чужую речь, не проходит классическую цепочку – оно не передается дальше, не задействует структуру, связанную с речью.

Признаки сенсорной алалии

Ребенок с сенсорной алалией часто повторяет слоги, звуки, слова, иногда даже фразы из одного-двух слов, но бессистемно и беспорядочно.

Такой малыш говорит намного больше, чем понимает. К примеру, слово «кукла» ребенок может говорить достаточно часто, а вот понимать, что взрослый говорит именно о кукле (просит достать куклу, подать ее с пола, поставить на полку, рассказывает сказку о кукле), у него получается не всегда.

Это означает, что пассивный (то, что он понимает) словарь малыша меньше, чем активный (то, что он говорит). У детей с нормальным уровнем развития речи пассивный словарь в возрасте 2-4 лет, наоборот, больше активного.

Характерной особенностью детей с сенсорной алалией является эхолалия, когда ребенок, не задумываясь о смысле, эхом повторяет чужие слова, например на вопрос «Ты был в парке?» отвечает «В парке» вместо «Я был в парке» или просто «Да».

Когда специалист просит такого ребенка назвать предметы, которые он показывает, он может ответить правильно, но, как только задание изменяется на «покажи этот предмет на картинке» или «возьми куклу с полки», ребенок начинает путаться.

У разных детей сенсорная алалия может проявляться в различных формах. Самые сложные случаи те, при которых ребенок совсем не понимает того, что ему говорят другие люди, словно он попал в другую страну, где все говорят на иностранном языке. Такой малыш не может даже выделить из общего речевого потока свое имя, не способен различать звуки, которые нас окружают: скрип двери, сигнал автомобиля, мяуканье кошки и т.д.

При более легкой форме сенсорной алалии ребенок может понимать отдельные простые слова, когда их произносят медленно и четко, но, когда слова произносятся в предложении, он тут же перестает понимать их смысл.

В некоторых случаях ребенок, наоборот, может частично уловить смысл фразы, но совершенно не в состоянии различать отдельные слова. К примеру, некоторые дети без проблем могут выполнять простые задания, например, «подними куклу» или «положи тряпку на место», но если попросить их показать «куклу» или «тряпку» на картинке, они не смогут это сделать.

Прогноз у детей с сенсорной алалией неоднозначен и зависит от многих факторов. Очень важно рано выявить нарушение и начать работу, также важна степень поражения слухового анализатора, свойства внимания и компенсаторные возможности организма в целом. Коррекция производится профессионалами с активным привлечением родителей в процесс.

В коррекционной работе с сенсорной алалией выделяют три этапа:

•Подготовительный этап, задача которого создание мотивации к занятиям и потребности в общении.

•Основной этап — работа над фразовой речью и грамматическим оформлением.

•Заключительный этап — работа над слуховым восприятием и автоматизация.

Сам процесс коррекции довольно специфичен. Могу расписать его подробнее, если кому-то это важно.

Автор: Полина Баженова