Способы активации речи у детей дошкольного возраста — Логопед
14.02.2020

Способы активации речи у детей дошкольного возраста

В современном мире речевые нарушения стали скорее нормой, чем редкостью. Уже ни у кого не вызывает удивления трехлетний ребенок, который не говорит, хотя по речевым нормам этот ребенок должен говорить развернутыми предложениями, постоянно задавать вопрос: «Почему?» и иметь словарный запас около 1000 слов.

Отчего же так происходит?
Причин огромное количество:
— патологии во время беременности,
— родовые травмы,
— заболевания, перенесенные ребенком в младенчестве,
— травмы головы,
— осложнения после прививок,
— экология,
— качество продуктов и качество жизни в целом,
— наследственный фактор.

Что же делать родителям? Как помочь малышу «разговориться»?

Давайте рассмотрим несколько способов активизации речевого процесса.

За речь отвечают следующие отделы:

Дыхательный отдел – обеспечивает речевое дыхание (короткий объемный вдох, продолжительный выдох). Он состоит из носовой полости, носоглотки, глотки, трахеи, бронхов, легких, грудной клетки, межреберных мышц, диафрагмы.

Фонаторный отдел – обеспечивает наличие фонации (голоса) и состоит из гортани, с расположенными в ней голосовыми складками, — связками.

Артикуляторный отдел – обеспечивает такие условия (путем перегородок, смычек и др.) выхода воздуха во время речи, которые образуют различные речевые звуки. Данный отдел состоит из губ, зубов, твердого неба, мягкого неба, глотки, языка, щек, челюстей.

Центральная нервная система — обеспечивает согласованную работу всех речевых систем. Центральная нервная система (мозг) отдает сигналы о речевых актах, периферическая нервная система (нервы) доставляет сигналы о речевых актах в дыхательный, фонационный и артикуляционный отдел, а так же сообщает ЦНС о выполнении её сигналов.

Нарушение в функционировании любого компонента ведет за собой нарушение других компонентов речи.

Следовательно, если мы развиваем эти отделы, мы можем активизировать речь.

Итак, способы активизации речи:

1. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика состоит из комплекса упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Артикуляционная гимнастика — это база. С ее помощью мы развиваем артикуляционный аппарат и соответственно артикуляторный отдел.

2. Развитие речевого дыхания.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Неумение правильно использовать выдох, речь на вдохе отрицательно влияют на развитие речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.

При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Необходимо развивать речевое дыхание и прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох.

Для выработки плавного выдоха есть комплексы упражнений. Развивая речевое дыхание, мы развиваем дыхательный отдел.

3. Развитие мелкой моторики.
Доказано, что дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Мелкую моторику рук развивают:
— игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать — наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;
— застёгивание и расстёгивание
• пуговиц;
— нанизывание колец на стержень; бус, бисера, пуговиц;
— всевозможные шнуровки;
— игры с мозаикой;
— игры с конструктором;
— перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха);
— рисование карандашом (фломастером, кистью);
— одевание и раздевание игрушек;
— деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т.п.);
— наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);
— лепка из глины или пластилина;
— игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых).

Маленьким детям подойдут, так называемые пальчиковые игры, различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности. В них присутствует элемент массажа, их можно рассказывать малышу, можно даже петь.

4. Развитие общей моторики(в том числе логоритмические упражнения).
Общая моторика связана с развитием речи тоже. Если мы хотим активизировать речь, то нужно ребенка физически развивать, — танцы, хореография, бассейн, лыжи, коньки, всевозможные лазелки, горки, подойдёт любой вид спорта.
Очень хорошо влияет на речь логоритмика — это двигательные упражнения под музыку с проговариванием движений.

5. Обогащение словаря.
Конечно, развитие моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Развитие речи начинается уже с первого полугодия его жизни. Богатый словарный запас — это возможность ясно выражать свои мысли.

Существуют вполне доступные способы, которые помогут расширить словарный запас ребенка.

Рассмотрим разные способы расширяющие словарный запас детей:
— с самого рождения постоянного говорите с ребенком;
— показывайте и рассказывайте все, что ребенка окружает
— читайте ребенку стихи и сказки;
— вместе рассматривайте книги с картинками, описывайте словами героев, сюжеты, составляйте разные истории;
— проводите беседы – ребенок должен не только слушать вас, но и говорить с вами в диалоге; дискуссии, проблемная постановка вопросов – это стимул для развития словарного запаса.

Нужно задавать ребенку вопросы, мотивировать его на составление более сложных предложений, которые потребуют от ребенка знания все новых и новых слов.
— учите новые слова всегда и везде: обращайте внимание ребенка на новые слова в магазине, на рынке и т.п.;
— давайте ребенку длинные и странные слова – удивительно, но дети быстрее запоминают странное название динозавра, чем совершенно обычное, короткое слово;
— расширяйте и совершенствуйте толковый словарь ребенка – чаще спрашивайте «Что ты имел в виду», «Можешь объяснить это другими словами?» (поможете расширить словарный запас);
— играйте в речевые игры.

Одним из наиболее продуктивных способов расширения лексикона детей и закрепления их речевых навыков являются дидактические игры с описанием предметов, «съедобное — несъедобное», на обобщающие понятия (например, назови одним словом), игры на антонимы (скажи наоборот), синонимы, сравнения, «Четвертый лишний», сравнения, пересказ, составление рассказа по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок.

Загадывайте ребенку загадки: «Красное, круглое, сладкое, садовое». «Оранжевая, хрустящая, вытянутая, сладкая», «Круглый, полосатый, зеленый, сладкий».
Учите с ребенком смешные стихи.

В итоге запас слов у ребенка не только значительно увеличивается, но и систематизируется, что очень важно.

Чем шире словарный запас окружающих ребенка людей, тем богаче словарный запас самого ребенка – расширяйте свой словарный запас. Речь родителей должна быть примером для подражания. Плавная, правильная, но при этом эмоциональная речь родителей помогает малышу впитывать всю сложную языковую систему. Правильное воспитание речи в период её формирования является лучшей профилактикой речевых нарушений.

6. Грудное вскармливание
По данным Всемирной организации
• здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «грудное вскармливание является наилучшим способом питания младенцев. Грудное молоко является оптимальной пищей для новорожденных, содержащие питательные элементы, необходимые для здорового развития детей, и антитела, помогающие защитить малышей от распространённых детских болезней» [1].

Кроме питания и антител продолжительное грудное вскармливание (дольше 2 лет) формирует правильное речевое дыхание, а также помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения.

Следовательно, развивает артикуляционный аппарат. Также очень важным моментом является то, что грудное вскармливание помогает поддерживать с мамой эмоциональную связь, чувства любви и защищенности, а также способствует налаживанию общения, так как речь развивается по подражанию.

По исследованиям «логопеда-дефектолога Г. М. Новиковой, обследовавшей 936 детей 5-7 лет, при длительности сосания груди более 6 месяцев нарушения речи выявляются только у 14,5% детей. В основном, это физиологические замены звуков [ш], [ж], [л], сравнительно легко устранимые. В группе детей с коротким периодом сосания сложные нарушения речи наблюдались в 80% случаев» [2].

7. Логопедический массаж.
Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
Логопедический массаж позволяет скорректировать звукопроизношение, улучшает состояние голоса, нормализует тонус мышц речевого аппарата. Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, необходимо проконсультироваться с логопедом, так как неправильное выполнение упражнений может нанести больше вреда, чем пользы.

8. Медикаментозная стимуляция — это препараты, оказывающие влияние на центральную нервную систему. Эти назначения делает только врач-невролог.
Но отдельно медикаменты принесут недостаточную пользу , то есть должны быть медикаменты, массаж (опять же по назначению врача), лфк или какие-то двигательные упражнения на укрепление моторики, занятия с логопедом и занятия дома с мамой по рекомендациям, сделанным специалистами. Медикаменты работают только в системе.

Использование перечисленных методов в комплексе поможет в активизации речевого процесса.

Автор: Полина Басова