Использование элементов информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ОВЗ (авторская статья) — Логопед
27.02.2022

Использование элементов информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ОВЗ (авторская статья)

 Ловушкина Е.В., учитель-логопед , МБДОУ г. Владимира «Детский сад №95»

Ежегодное обследование детей дошкольного образовательного учреждения, которое проводится дважды в учебном году, позволяет говорить о том, что количество детей с нарушениями речи увеличивается. Отметим, что процесс формирования лексико-грамматической и звукопроизносительной сторон речи у детей с ТНР идет с трудом и затягивается, дети могут потерять интерес к этому процессу и к коррекционно-развивающим занятиям в целом. Именно поэтому в процессе коррекционной работы определилась необходимость совершенствования приемов по формированию речи у детей.

Формирование правильной речи у детей старшего дошкольного возраста является важнейшей задачей образовательного процесса.

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Особенно эффективны – ИКТ-игры, которые не только учителя-логопеды и воспитатели могут применять в дистанционном формате, но и родители, что особенно актуально в условиях пандемии в целях снижения рисков распространения коронавирусной инфекции. Такие игры закрепляют и уточняют словарь, закрепляют изменение и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают математические представления, позволяют формировать целостность культуры мира. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания в новых условиях.

Для детей с ОВЗ необходимо многократное повторение одного и того же речевого материала, что утомляет их. У детей теряется интерес к занятиям. Поэтому приемы работы должны быть достаточно разнообразными.

ИКТ-игры вовлекают детей в практическую деятельность, поддерживают интерес к занятию, у них наблюдается желание заниматься с использованием средств ИКТ. Дети получают удовольствие от процесса игры и выполнения домашних заданий.

Применение ИКТ-игр в структуре коррекционно-педагогических домашних занятий осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.3648 – 20. Где указано, что организация и проведение занятий с использованием ЭСО для детей 5-7 лет не должно превышать одного занятия в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда, четверг). Непрерывная продолжительность работы с компьютером не превышает 5-7 минут для детей 5-7 лет, и общая продолжительность использования ЭСО не должна превышать 20 минут.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, с ТНР, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей, особенно на этапе автоматизации звука.

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателей с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется не только привычными нам методами, но и с помощью использования элементов информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что очень актуально в условиях пандемии COVID-19.

Учителем-логопедом и воспитателями МБДОУ г. Владимира «Детский сад №95» применяются следующие средства использования ИКТ технологий в работе с родителями воспитанников с ОВЗ, а именно с тяжелыми нарушениями речи:

  • on-line-консультаций посредством ИКТ технологий;
  • видео-консультации по выполнению домашних заданий;
  • ИКТ-игры для закрепления полученных навыков в домашних условиях, которые могут применятся родителями с использованием программы Microsoft Office Power Point;
  • просмотр фрагментов обучающих видеофильмов;
  • ведение родительских чатов в различных мессенджерах;
  • постоянно обновляющийся сайт ДОУ.

Согласно СанПиН 2.4.3648 – 20 при использовании электронных средств обучения должна проводиться гимнастика для глаз, а для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физкультминутки.

Рекомендованные упражнения.

Зрительная гимнастика во время применения ИКТ-игр.

Гимнастика №1.

В комнате заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 штук). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Сюжет родитель может придумывать сам и менять их. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены — цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку.

Гимнастика №2.

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

В качестве игрового объекта может выступать елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки дети должны отыскивать по всей комнате.

Зрительная гимнастика после применения ИКТ-игр.

Такая гимнастика выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Рекомендуются следующие варианты упражнений:

Гимнастика №1.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, под счет от 1 до 4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно под счет от 1 до 6. Повторить 4-5 раз.

Гимнастика №2.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд под счет от 1 до 4, затем посмотреть вдаль прямо под счет от 1 до 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Физкультминутки.

Физкультминутка №1. «Большой – маленький».

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Физкультминутка №2. «По ровненькой дорожке».

По ровненькой дорожке, (Дети идут шагом,)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах,)

По камешкам, по камешкам…

В яму – бух!        (приседают на корточки)

Физкультминутка №3. «Раз-два».

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

Раз-два – поднялись,

Раз-два – руки вниз.

Физкультминутка №4. «Клен».

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз – наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен. Руки подняты вверх, движения по тексту.

Физкультминутка №5. «Бабочка».

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

В условиях пандемии использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ в домашних условиях под контролем педагогов, даёт положительно устойчивую динамику по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ-игр, что качественно повышает успешность в реализации практического речевого опыта дошкольников.  А также помогает информировать родителей о жизни детей в ДОУ (видео утренников, открытых занятий, различных рекомендаций в электронном виде по разным темам и т.д.).

 

Список используемой литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года (в ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. 2012. № 53. Ст.7598.
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. – ISBN 978-5-91382-111-9.
  3. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям / З.Е. Агранович. – СПб.: Детство – Пресс, 2015. – 112 с. – ISBN 978-5-89814-112-7.
  4. Алексеева А.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. посособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2010. – 400 с. – ISBN 978-5-7695-9603-2.
  5. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи / Е.П. Вренева // Логопед. – 2010. – №5. – С. 24-27. – ISSN 2218­5089.
  6. Гербова В.Н. Развитие речи: 4-6 лет: учебно-наглядное пособие. ФГОС ДО / В.Н. Гербова. – М.: Владос, 2017. – 32 с. – ISBN: 978-5-906992-37-6.
  7. Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. – М.: Сфера, 2005. – 96 с. – ISBN 5-89144-344-9.
  8. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 9-14. – ISSN 0130-3074.
  9. Нищева Н.В. Играйка-собирайка-7: Игры и упражнения для развития речи / Н.В, Нищева. –  СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 8 с. – ISBN 978-5-89814-370-1.
  10. Перчаткина Е.В. Сотрудничество логопеда и родителей / Е.В. Перчаткина // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 11. – С.47-49. – ISSN: 0012-561X.
  11. Репина 3.А. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения / З.А. Репина, Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004. – № 5. – С. 283-285. – ISSN 1684-2618.
  12. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / В.И. Яшина. М.М. Алексеева. – 4-е изд. – М.: Академия, 2013. – 448 с. – ISBN 978-5-7695-9603-2.